ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА "СЛАВЬСЯ, РОДНОЙ ДОНБАСС!"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Мой мудрый сэнсэй

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Мой мудрый сэнсэй
Вся гордость учителя в учениках,
в росте посеянных им семян.
Дмитрий Менделеев

Мысль человеческая – вещь неуловимая, необъятная. Мысль разумная, возвышенная издревле ценилась, увековечивалась, сохраняя ход истории, передавая грядущим поколениям мудрость и правду жизни. Разум, пожалуй, – самое великое и непревзойдённое, что было, есть и будет у рода людского.
Знания – вот что движет нас вперёд. Человек рождается «чистым», словно белый лист бумаги. Уникальный, по-своему особый рисунок появляется лишь со временем. Ведь, взрослея, ребенок постепенно познает мир, учится.
Человек постоянно чему-то и у кого-то  учится. Учителя – это кураторы-наставники, умеющие видеть и находить в своих воспитанниках особые задатки, постоянно способствующие их непрерывному развитию. Они умеют подобрать нужный ключик, открывающий душу ребенка, способны разжечь огонь жажды познаний, стремления самосовершенствоваться.
Педагог-наставник старается научить воспитанников не только своему предмету, но и житейской мудрости, философии, учит критически мыслить; учит не совершать ошибок прошлого, учит стремлению ставить перед собой цели и добиваться их воплощения в жизнь. Учитель-наставник – человек, не безразличный к судьбе своих воспитанников, он знает, когда нужно помочь, поддержать, вдохновить. Наставник помогает расправлять ученикам крылья веры в свои способности, не позволяя упасть в пропасть безграмотности, разочарования, тоски;  он стремится к тому, чтобы дети искренне любили его, считая не просто своим учителем, но и верным другом.
Многое зависит от учителя… Если учитель настоящий, то в его опытных руках бесформенная глина сознания учащихся постепенно обретает прекрасную форму, превращая каждого ребенка в волшебный сосуд. Учитель – это не просто человек. Он – нечто большее, нужное, невероятно важное. Он – Прометей, Данко, способный отдать свое сердце во имя успешности своих учеников.
Мне очень повезло, потому что во время обучения в Старомихайловской школе меня учили замечательные педагоги, оставившие неизгладимый след в моей душе и памяти: Лобецкая Светлана Викторовна – мой первый учитель, Евсеева Раиса Ивановна – учитель французского языка, Смертина Татьяна Никитична – учитель физики, Головко Анжела Васильевна – учитель русского языка и литературы, Воропаев Виталий Витальевич – учитель математики.
Самым лучшим воспоминанием, моим Ангелом, истинным светом, является первый учитель старшей школы, учитель русского языка и литературы – Готовщикова Лариса Александровна. Именно она – мудрый сэнсэй – учила нас, своих учеников, тому, что, читая любое произведение, не следует опираться только на критические статьи – нужно иметь собственное мнение, уметь отстаивать его. Она всегда подчеркивала, говоря словами А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Лариса Александровна учила нас быть добрыми, проявлять отзывчивость, акцентируя наше внимание на том, что, как писал Н.А.Некрасов в своем стихотворении «Поэт и гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть, но человеком быть обязан», ибо духовность, моральность – те черты, которыми должен обладать каждый настоящий человек, человек с большой буквы. Душа человеческая должна быть созвучна с легкой музыкой Моцарта, Чайковского, Глинки, Вивальди, Шопена, Шостаковича. Язык, речь должны быть ясными и понятными, четкими.
Лариса Александровна учила меня в пятом и шестом классах. Помню, однажды, поссорившись со своей лучшей подругой, я рыдала от обиды, забившись в дальний угол второго этажа школы. Лариса Александровна, проходя мимо, увидела меня, залитую горькими слезами, подошла ко мне, взяла за руку, отвела в свой кабинет, подробно расспросила о причине расстройства. Утешая меня, она процитировала стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь сыну» в переводе М.Лозинского. Это стихотворение, каждая строчка которого – святая скрижаль, я на следующий же день выучила, оно стало программой всей моей жизни.     
Присутствуя на ее уроках, я окуналась в удивительный мир художественной литературы, мир поэзии и прозы, мир, наполненный яркими красками, различными чувствами и эмоциями. Большинство ее уроков были для меня настоящим праздником. Благодаря ей, чтение стало для меня глотком свежего воздуха, необходимостью. Еще тогда, много лет назад, я решила: «Стану, как Лариса Александровна, учителем русского языка и литературы и тоже буду учить детей любить литературу, любить слово, учить их быть людьми, видеть истинную, душевную красоту, ту, которая, подобно красоте чистого детского сердечка некрасивой девочки из стихотворения Н.Заболоцкого, не является сосудом, «в котором пустота» или огнем «в мерцающем сосуде»; видеть в людях уникальность и неповторимость, ту, о которой сказано в стихотворении Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет». Буду проповедовать культ слова…»
И я не отступила от намеченной цели: сегодня я тоже учитель русского языка и литературы, человек, мечтающий, чтобы дети росли грамотными, талантливыми, сердечными, открытыми для общения. Мне хочется, чтобы детские души, словно струны скрипки, звучали нежно и  мягко, чтобы они, будто весеннее солнце, умели согревать друг друга лучами своей отзывчивости, доброты, приветливости, искренности. Моя мечта – чтобы ученики любили меня так, как я в свое время любила Ларису Александровну, чтобы среди них тоже нашлись будущие учителя русского языка и литературы. Ибо мое счастье, как и счастье каждого учителя, – это успешно проведенный урок, горящие, пытливые глаза учеников, их достижения, победы, успехи в жизни. Мне хочется, чтобы среди моих учеников появились писатели, поэты, которые своим талантом, своим словом будут прославлять наш Донецк среди других городов, республик, стран мира. Ведь если ученик в будущем превзойдет своего учителя – это лучшая награда за все его учительские труды.

2

МОУ Школа № 89 г. Донецк
Представьтесь, будьте добры! Автор эссе - кто Вы?